Статус Научной школы Института образования человека
Это общественное объединение в форме научно-педагогического движения, которое включает в себя педагогов, методистов, учёных, соискателей, учащихся, администраторов образования, учреждения образования и науки, которые разделяют ориентиры Научной школы и участвуют в их реализации.
Научная школа является распределённой. Её участники и представители находятся в различных городах, странах. Территориальная удалённость преодолевается с помощью интернет-коммуникаций (форумы, соцсети, электронные рассылки).
Имеется Концепция и Программа Научной школы, планы исследований и программы педагогического эксперимента по отдельным направлениям, которые реализуются через представителей Научной школы, экспериментальные площадки. Члены Научной школы ведут диссертационные исследования, публикуют статьи, книги (см. выборку 500 трудов по основным темам).
Ежегодно Научная школа публикует отчёт о своей деятельности с перечнем результатов исследований и публикаций.
Отзывы о Научной школе А.В. Хуторского
Лидер Научной школы
Андрей Викторович Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, академик Международной педагогической академии, академик Международной славянской академии образования им. Я.А.Коменского, профессор, директор Института образования человека.
Обосновал и ввёл в педагогику принцип человекосообразности образования. Автор проекта национальной доктрины образования человека в РФ. Автор нескольких научных учений и новых научных областей: дидактическая эвристика, педагогическая инноватика, педагогика русского космизма, педагогическая футурология, палеопедагогика, славянская педагогика и др. Разработал теорию и методику компетентностного обучения, в которой разделил компетенции (внешние нормы) и компетентности (внутренние качества человека). Разработал метапредметный подход, ряд учебных метапредметов. Создал дидактическую эвристику – теорию и технологию креативного обучения, развития одарённости средствами учебных предметов.
Организатор распределённой деятельности Научной школы, которая ежегодно проводит более 100 семинаров, конференций, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Председатель дистанционного Учёного совета. Член бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Главный редактор журналов «Эйдос», Вестника Института образования человека (РИНЦ).
Автор и редактор более 1500 работ в области педагогики, дидактики, методологии образования, инновационных методик и технологий обучения. Наиболее известные книги: «Педагогика» (2019, 2023); «История педагогики» (2022); «Славянская педагогики» (2023); «Методология педагогики» (2014); «Современная дидактика» (2001, 2007, 2021); «История дидактики» (2021); «Педагогическая инноватика» (2007, 2008, 2010); «Дидактическая эвристика» (2004); «Основы обучения: Дидактика и методика» (в соавторстве с В.В. Краевским, 2007-2010); «Эвристическое обучение» (1998; 2010-2012; 2020), «Развитие одарённости школьников» (2000); «Метапредметный подход в обучении» (2012); «Интернет в школе» (2000); «Информатика и ИКТ в начальной школе» (в соавторстве с Г.А. Андриановой, 2009); «Методика личностно-ориентированного обучения» (2005); «Доктрина образования человека в Российской Федерации» (2015); «Функциональная грамотность в образовании» (2023).
А.В. Хуторской является действующим лидером Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) среди 50 тысяч педагогов России. На 2023 год его индекс Хирша - 81.
Принципы Научной школы
1. НЕИСЧЕРПАЕМОСТЬ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека. Образование и наука – средства реализации этих возможностей.
2. ПРИНЦИП ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОСТИ. Введённый нами в науку принцип человекосообразности устанавливает главную задачу образования – выявить, раскрыть и реализовать заложенный в человеке потенциал.
3. ОБРАЗОВАНИЕ ЕСТЬ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ. Образование есть в первую очередь, самореализация человека. В этом заинтересован сам человек, его семья, род, народ, человечество.
4. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ. Любое образование или исследование предполагает реальных заказчиков его результатов. Например, именно заказчик, а не оппонент или диссертационный совет – основной приёмщик результатов исследования аспиранта или докторанта.
5. ПЕРВИЧНОСТЬ СВОЕГО ПРОДУКТА. Первичность собственных образовательных результатов или результатов исследования, вторичность их сопоставления с имеющимся в науке багажом.
Данные принципы лежат в основе деятельности Научной школы. С этих позиций проводятся исследования, курсы, семинары, стажировки, конференции, проекты, олимпиады Научной школы, издаются книги, статьи, журналы.
Предшественники, участники, представители Научной школы
Исходным позициям Научной школы близки и созвучны исследования многих ученых. Предшественниками создания и оформления Научной школы человекосообразности является плеяда мыслителей, философов, педагогов. Психологов. Неречислим некоторые имена: Сократ, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Bл. Соловьев, Д.Л. Андреев, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, И.П. Павлов, Ю.К. Кулюткин, В.Н. Пушкин, Н.К. Рерих, Г.И. Гурджиев, В.И. Журавлёв, Б.Г. Ананьев, Г.Я. Буш, Я.А. Пономарев, А.Н. Лук, Д. Пойа и др.
В русле данной Научной школы и в смежных с нею направлениях работали или продолжают работать современные философы, педагоги, психологи: Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, Б.М. Бим-Бад, А.П. Боровик, Н.М. Борытко, А.А. Востриков, В.В. Гузеев, В.И. Деревянко, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, В.П. Казначеев, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, А.М. Кушнир, М.И. Махмутов, А.А. Остапенко, Л.К. Рахлевская, В.Г. Рындак, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Н.Н. Халаджан, Л.Н. Хуторская, В.Д. Шадриков, М.П. Щетинин и др.
Сегодня в исследованиях Научной школы активно работают учёные: А.В. Хуторской, А.Д. Король, С.Г. Воровщиков, Г.А. Андрианова, Ю.В. Скрипкина, Т.В. Свитова, Красноперова Т.В., Федорова М.А., Вдовина И.А., Моро А.А. и др.
Многие учителя школ, вузовские педагоги России и других стран опираются на положения Научной школы человекосообразности. Их взаимодействие с Научной школой происходит путём участия в очных и дистанционных мероприятиях, которые проводит Научная школа, через книги и статьи, которые она издаёт. Проводятся курсы соискателей учёной степени кандидата и доктора наук.
Для тех, чья деятельность базируется на идеях Научной школы человекосообразности, введён статус члена (представителя) Научной школы.
Члены Научной школы
Согласно Положению о Научной школе Института образования человека имеется 3 группы статусов членов Научной школы:
1. Специалисты (наличие высшего образования, бакалавра или магистра):
Руководитель и представители Научной школы, Педагог-новатор, Педагог-исследователь, Учитель-экспериментатор, Педагог-участник Научной школы
2. Учащиеся (школьники, студенты):
Ученик – мастер творчества, Ученик-исследователь, Студент-участник, Ученик-участник Научной школы
3. Учреждения:
Партнёр Научной школы, Инновационная площадка, Экспериментальная площадка, Учреждение-участник Научной школы.
Начальный статус члена Научной школы (педагог-участник, студент-участник, ученик-участник) могут получить те, кто принял участие хотя бы в одном мероприятии Научной школы - в дистанционном курсе, конкурсе, олимпиаде, конференции, семинаре, проекте. Для получения статуса необходимо прислать заявку по форме.
Полезные ссылки:
- Положение о Научной школе
- Как стать членом Научной школы
- Курсы для соискателей: доктор наук, кандидат наук